Меню ☰
PortalBio
  • Сегодня: 14 февраля (пятница)
news-details
РАЗНОЕ

Секреты решения второй части ЕГЭ по биологии на высокий балл!

Как правильно формулировать ответы во второй части ЕГЭ по биологии, чтобы получить за неё максимально высокий балл.

Секрет 1. В задании на эксперимент ответ может быть «спрятан» в первом предложении

В задании №22 тебе нужно будет ответить на вопрос о том, какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая – зависимой (изменяющейся в эксперименте).

Возможно, ответ кроется в самом первом предложении (или на графике, если он есть). Например, если задание звучит так:

«Экспериментатор решил изучить влияние рентгеновского излучения на организм дрозофилы. Для этого он облучал популяции из 1000 мух разными дозами рентгеновского излучения. Результаты эксперимента показаны на графике*».

*На графике представлена зависимость частоты летальных генов дрозофилы в % (ось Х) от дозы излучения в рентгенах (ось Y).

...то, как ты уже наверняка догадался, независимая переменная (которую задаёт экспериментатор) – это доза излучения, а зависимая – частота летальных генов.

Пока всё довольно просто, двигаемся дальше.

Секрет 2. Используй метод «Пяти почему»

Эта техника эффективна для установления причинно-следственных связей и построения логических цепочек. А ведь именно этот навык необходим тебе при решении заданий второй части.

Суть метода сводится к тому, чтобы много раз повторять вопрос «почему?» (или «зачем?», в зависимости от контекста), пока не докопаешься до первопричины.

Этот метод особенно пригодится тебе при решении заданий №25 и 26, в которых нужно как следует порассуждать. В таких заданиях часто просят «пояснить ответ», но не всегда ясно, насколько глубоким и подробным должно быть объяснение. Техника «Пяти почему» поможет тебе выстроить цепочку из последовательных суждений и не упустить ни одной важной детали.

Секрет 3. В перечислениях указывай на 2–3 пункта больше, чем требуется

Как говорится, иногда «лучше перебдеть». Например, если в задании тебя просят указать «не менее пяти признаков», лучше ответить «с запасом», указав ещё 1–2, а то и 3 дополнительных пункта.

Здесь действует принцип «чем больше, тем лучше». Ведь ты никогда не знаешь, какие ответы окажутся в ключах – вдруг ты в них не попадёшь, или попадёшь не во все? Поэтому лучше перестраховаться.

Само собой, при этом твои ответы должны быть верными и биологически грамотными.

Секрет 4. Не знаешь, что писать? Пиши всё, что знаешь!

Бывает, что задание вводит тебя в полный ступор, когда ты понимаешь, что не знаешь АБСОЛЮТНО НИЧЕГО. Выход в этом случае один – писать всё подряд, что хотя бы косвенно относится к теме задания.

Заметь: не выдумывать, не сочинять и не цитировать Бродского, а писать то, в правильности чего ты всё же уверен (ведь за ошибочный ответ можно и баллы потерять), но что, как тебе кажется, не является прямым ответом к заданию.

Эксперты, проверяющие экзамен, как правило, на твоей стороне – и попытаются (насколько это возможно) найти в твоём решении элементы ответов из ключей. Поэтому лучше написать «лишнего», чем оставить пустой бланк.

Секрет 5. Понимай, что от тебя хотят

Каждое задание проверяет какое-то конкретное знание или умение, которыми ты должен был овладеть за время обучения. Все они подробно отражены в специальном перечне – кодификаторе. Поэтому хорошенько изучи этот документ, чтобы лучше понимать, что от тебя требуется.

Если ты ещё не скачал кодификатор, самое время это сделать – скачать файл 1 и файл 2.

Иногда формулировка задания может сбивать с толку. Например, если тебе попалось задание о пульсоксиметре, то имей в виду: оно не о пульсоксиметре! Оно о кислороде в крови – и именно в этой плоскости должен лежать твой ответ. Не позволяй ситуационным заданиям увести тебя в сторону! В общем, кодификатор в помощь.

Ну и напоследок – шестой, «бонусный» секрет. Основной принцип ответов на задания второй части: писать всё так подробно, как будто объясняешь трёхлетнему ребёнку. Даже если какие-то выводы кажутся тебе очевидными, не поленись и пропиши, как ты к ним пришёл. Это покажет экзаменатору, что ты мыслишь ясно и логично, а ещё – подстрахует тебя от возможных ошибок.

  • Теги
  • #Репетиторпобиологии
  • #Секреты
  • #решения
  • #второй
  • #части
  • #ЕГЭ
  • #по
  • #биологии
  • #на
  • #высокий
  • #балл!

Если материал был полезен и интересен, оставляйте реакции (лайки и комментарии). Обратная связь очень важна!

Почетный работник сферы образования РФ author

Леонтьева Юлия Владимировна ЧАТ

Учитель биологии. Высшая квалификационная категория. Почетный работник сферы образования РФ.

Материалы проверены