История здесь такая. В прошлом году приказом Министерства просвещения было решено переходить на новый федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). Сказано – сделано.
10-11 классы с этого года учатся по новому ФГОСу. При чём тут ЕГЭ?
ЕГЭ тоже приходит в соответствие. Причём как обычно – раньше, чем школа. Ещё нет учебников, которые соответствуют новому ФГОСу, а требования к результатам освоения учеников – уже есть.
Как все видели из демоверсии нового ЕГЭ, визуально как будто бы ничего особо не изменилось. Но так кажется до тех пор, пока не заглянешь в кодификатор. Кодификатор – это документ, описывающий содержание экзамена, т. е. то, какие, выражаясь по-старинке, «знания, умения и навыки» должен проверить экзамен у выпускника.
А вот учебные результаты несколько изменились:
1. Метапредметные результаты теперь зафиксированы прямо в кодификаторе.
Тут даже появился эмоциональный интеллект, в котором прописали «самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому». Забавно, ведь это ЕГЭ по биологии с его выкидонами тренировал в нас давно.
Раздел с метапредметными результатами прописали одинаково для всех предметов, и пока не особо ясно, как это будет ЕГЭ проверять.
2. Предметные результаты конкретизировали.
Стало подробнее, но стало неудобно. В этой версии прописали списки терминов, законов и методов, которые нужно знать. Не вполне понятно, насколько они исчерпывающие. В этом разделе особенно заметно, что прописывали большую часть этого блока по учебникам Теремова и Петросовой.
Любопытно, конечно, что кодификатор у нас по учебнику (хотя это лучше, чем вообще без связи с учебниками).
3. Элементы содержания тоже детализировали.
И в них появились некоторые любопытные новшества (смотри на картинке к посту).
Для меня здесь главный вопрос в том, в какой мере будут проверяться все эти новые (или относительно новые) пункты. Раньше ведь их вообще не проверяли, и прецедентов среди заданий мы не знаем.
А отсюда вытекает вопрос: станет ли ЕГЭ сложнее в 2024?
Учитывая, что демоверсия вообще не отразила уровня изменений кодификатора (она практически осталась такой же, какой была в 2023), закладывается мысль, что уровень сложности экзамена тоже не должен измениться.
НО. У нас уже были прецеденты в прошлом, когда демоверсия не менялась по 2-3 года, а сам ЕГЭ менялся.
Плюс, нам теперь разрешили калькуляторы. Значит, нам точно придется больше считать. Тут, видимо, придется дожидаться сборника Рохлова 2024 и надеяться, что он внесёт больше ясности.
Ну а то, что содержание экзамена детализировали, – бесспорно, хорошая новость. Да, всё это придется учить, но согласись: лучше хотя бы знать, что учить, чем пребывать с счастливом неведении.