Фотосинтез - процесс превращения энергии солнечного света в энергию химических связей органических соединений, протекающий с участием пигментов.
В процессе фотосинтеза принимают участие различные пигменты, основными являются хлорофиллы, но также каротиноиды и другие пигменты ( у бурых водорослей – фукоксантин, у красных – фикобилины: фикоцианин и фикоэритрин).
Суть процесса: световая энергия преобразуется в энергию связей органических веществ.
Протекает в зелёных частях растения: листьях, стеблях травянистых растений, чашелистиках цветков, кожице незрелых плодов.
К фотосинтезу способны:
- зелёные растения
- цианобактерии
- некоторые животные (миксотрофы, например, эвглена зелёная).
Выделяют две фазы процесса.
Световая фаза.
Протекает на свету в гранах хлоропласта.
Во внутреннюю мембрану тилакоидов гран встроены ЭТЦ и АТФ-синтаза.
Порядок процесса:
- Квант света попадает на молекулу хлорофилла и выбивает из неё электроны.
- Электроны, возбуждённые энергией света, попадают на цепь переносчиков и выталкиваются на наружную сторону мембраны тилакоида, заряжая её знаком "-".
- Внутри полости тилакоида происходит фотолиз молекул воды. При этом образуется побочный продукт фотосинтеза – О2, который дальше не принимает участия в процессе и удаляется в атмосферу.
- Кроме кислорода в результате фотолиза образуются атомы Н, с которых снимаются электроны, идущие на восстановление молекулы хлорофилла.
Протоны, которые скапливаются на внутренней стороне мембраны тилакоида, заряжая её знаком "+". Возникает разность зарядов между наружной и внутренней сторонами мембраны тилакоида. - Когда она достигает критической величины, протонные каналы в АТФ-синтазе открываются и протоны с силой прорываются на наружную поверхность. Энергия, которая выделилась при этом, идёт на образование молекул АТФ. Поскольку процесс образования молекул АТФ происходит с затратой энергии света, его называют фотофосфорилированием. Протоны, прорвавшись на наружную сторону мембраны тилакоида, электроны, выбитые светом из хлорофилла, присоединяются к переносчику – НАДФ+ (никотинамидадениндинуклеотидфосфат), восстанавливают его до НАДФ*Н2
Дополнительная информация
Как мы видим, цель фотосинтеза - не создание кислорода, а запасание энергии света в другой форме. Просто исторически так сложилось, что электрон удобно взять из воды - хотя некоторые организмы могут брать его и их других соединений, например, сероводорода.
Темновая фаза
Протекает без участия света в строме хлоропласта.
- При участии фермента РуБисКо (рибулозобифосфаткарбоксилаза) происходит фиксация СО2 молекулами 5-углеродного сахара (1,5-рибулозобдифосфатом).
- Далее протекает ряд циклических реакций (цикл Кальвина), в результате которого СО2 восстанавливается водородом, доставленным молекулами переносчика НАДФ*Н2, до органического вещества – глюкозы.
- Глюкоза полимеризуется до крахмала.
Задача темновой фазы фотосинтеза - восстановить углекислый газ с образованием глюкозы.
Теория фотосистем
Преобразование энергии света в энергию химических связей происходит в фотосистемах – ФС, являющихся элементарными структурами фотосинтеза. ФС образованы пигментно-белковыми комплексами, расположенными в мембранах тилакоидов гран. Пигменты, входящие в состав ФС образуют реакционный центр, способный улавливать определённую длину волны.
Выделяют ФСI и ФСII. ФСII имеет реакционный центр, улавливающий лучи с длиной волны 680нм, ФСI -700нм. ФСII более легко возбудима, т.к. улавливает более короткие лучи.
Процессы, происходящие в ФСII
- Реакционный центр Р680 поглощает лучи, под действием которых молекулы хлорофилла теряют электроны.
- Возбуждённые энергией света электроны начинают перемещаться по ЭТЦ в сторону ФСI,где используются для восстановления хлорофилла , по дороге растрачивая энергию, которая идёт на образование молекул АТФ.
- Фотолиз воды, в результате которого образуются электроны, восстанавливающие молекулу хлорофилла ФСII, образуется и выделяется кислород, образуются протоны- Н+, которые также перемещаются в сторону ФСI.
Процессы, происходящие в ФСI
- Реакционный центр Р700 поглощает энергию лучей света и энергию электронов из ФСII, теряет электроны из своих молекул хлорофилла.
- Электроны, пришедшие из ФСII, восстанавливают молекулы хлорофилла в ФСI, а электроны ФСI по ЭТЦ выносятся на наружную поверхность мембраны тилакоида, создавая на ней - заряд. Когда разность потенциалов достигает критической величины, открываются протонные каналы, по которым протоны перемещаются на наружную поверхность мембраны. Здесь происходит образование АТФ и восстановление НАДФ+ до НАДФ*Н (электроны и протоны присоединяются к переносчику).
Дополнительная информация
Кроме того, из глюкозы при прочих ферментативных преобразованиях, могут синтезироваться другие органические вещества - фруктоза, жирные кислоты, аминокислоты и т.д. Таким образом, растения синтезируют все необходимые им органические вещество и не требуют их поступления извне. Организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, нозываются автотрофы.
Роль фотосинтеза:
- Синтез органических веществ (первичная продукция экосистемы).
- Преобразование световой энергии в химическую.
- Регуляция содержания углекислого газа в атмосфере.
- Выделение кислорода.
- Образование озонового экрана.
Дополнительная информация
По вине фотосинтеза примерно 2,5 млрд лет назад произошло самое большое вымирание в истории Земли, известное как "Кислородная катастрофа". Приблизительно 3 млрд лет назад возникли цианобактерии, которые выделяли кислород в качестве побочного продукта - сначала он окислял различные горные породы и другие соединения, но со временем стал накапливаться в атмосфере в свободном виде. Достигнув определенной точки, подавляющая часть (99,9%) организмов того времени (облигатные анаэробы, для которых кислород это яд) вымерли, выжив в очень защищенных от кислорода местах. Этими организмами были хемосинтезирующие бактерии.
Факторы, влияющие на интенсивность фотосинтеза:
-
Освещенность. Скорость фотосинтеза увеличивпется до тех пор, пока не достигнет опредлеленного предела (затем скорость будет постоянной, так как все ферментыфотосинтеза будут наиболее активны).
-
Длина световой волны. Фотосинтез осуществляется наиболее эффективно под воздействием красной и синей частей спектра.
-
Концентрация углекислого газа. Чем больше углекислого газа, тем выше скорость фотосинтеза.
-
Температура. Все реакции фотосинтеза катализируются фекрментами (при низких температурах ферменты обладают меньшей активностью, а при более высоких температурах - ферменты будут денатурировать.
-
Минеральное питание.
-
Вода. Чем больше воды, тем выше скорость фотосинтеза.
Последовательность процессов при фотосинтезе.
Световая фаза (грана)
-
Поглощение квантов света молекулами хлорофилла.
-
Переход электронов в возбуждённое состояние (переход на более высокий энергетический уровень).
-
Фотолиз воды.
-
Перекачивание Н+ через мембрану тилакоида граны.
-
Синтез АТФ (фотофосфорилирование).
-
Образование НАДФ*Н2 (восстановление НАДФ+)
Темновая фаза (строма)
-
Фиксация углекислого газа (соединение с рибулозодифосфатом).
-
Цикл Кальвина.
-
Образование глюкозы.
-
Полимеризация глюкозы до крахмала .
Задания в формате ЕГЭ
1. Установите последовательность процессов при фотосинтезе. Запишите соответствующую последовательность цифр
- Фиксация углекислого газа
- Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ
- Образование крахмала
- Возбуждение электронов хлорофилла
- Использование энергии макроэргических связей для синтеза глюкозы
2. Установите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе. Запишите соответствующую последовательноггь цифр.
- Присоединение углекислого газа к рибулозе
- Транспорт электронов по переносчикам
- Возбуждение электрона светом
- Восстановление углеводов
- Синтез АТФ
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство фотосинтеза и хемосинтеза заключается в:
- Использовании энергии света
- Синтезе органических веществ
- Реакциях пластического обмена
- Синтезе глюкозы из углекислого газа
- Окислении азотистой кислоты
- Участии хлорофилла
4. Экспериментатор исследовал жизнедеятельность комнатного растения бегонии в разных условиях. Как изменятся интенсивность дыхания и интенсивность фотосинтеза комнатного растения, помещенного в темную комнату? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
ИНТЕНСИВНОСТЬ ДЫХАНИЯ
ИНТЕНСИВНОСТЬ ФОТОСИНТЕЗА
Скачать рабочий лист Рабочие листы, скачать файлы (portalbio.ru)
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ! ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Фотосинтез | Презентация по биологии (portalbio.ru)
Ответ к вопросу
Доступен учителю