Будь вы муравьем или даже рептилией, то родились бы сразу с программой действий на все случаи жизни и вам не пришлось бы учиться. Почему природа не сделала человека сразу умным? Почему заставила его учиться и начинать жить беспомощным младенцем?
Вы скажете, природа не может через гены запрограммировать мозг на сложные действия, развернуть там сложные инстинкты. Однако когда природе надо, она может. Копытные при рождении знают, от кого и к кому бежать. Хищники появляются беспомощными, но как только становятся на лапы, проявляют сложное охотничье поведение. Животные и дети просто хотят играть, до ужаса хотят. Это сложное поведение, обусловленное инстинктами.
Таланты человека тоже дарованы природой. Почему эволюция не сделала всех одаренными математиками и художниками. Мы бы хотели изучать и творить. Жуть как хотели бы. Не мысли ли бы себя без этого.
Так зачем нужен длинный период обучения и связанное с ним детство, если многому эволюция могла "обучить" нас, просто закрепив в мозгу сложные программы поведения?
При решении задач инстинкты эффективнее, чем привитые обучением навыки, но они неэффективны в меняющейся среде. Спектр задач может несколько меняться, а инстинктивные модели поведения нельзя поменять сразу у следующего поколения. Они закреплены в генах и передаются из поколения в поколение. Эволюция не может их изменить быстро.
Другое дело - формирование какой-то части поведения через обучение. В незрелый мозг информацию можно записывать постепенно, с самых азов. Если мир изменился, то новое поколение выработает реакции, подходящие этой новой среде, а не в точности наследует модели поведения, которые применять уже не к чему.
Зрелый мозг тоже может переучиваться. Однако делает это сложнее. Ведь старые модели поведения записаны глубоко в подсознании, на уровне структур, которые только и были в раннем детстве. На уровне этаких полуинстинктов.
Питер Брейгель Старший. Детские игры. 1560.
Питер Брейгель Старший. Детские игры. 1560.