В отличие от предыдущих двух законов, основанных на результатах моногибридного скрещивания, этот закон был выведен на основании анализа сразу двух пар признаков у гороха: цвета и формы семян. Такое скрещивание называется дигибридным.
Для начала Мендель скрестил гомозиготные по обеим парам признаков особи: сорт с жёлтыми семенами (А) и гладкой кожицей (В) и сорт с зелёными (а) и морщинистыми (b) семенами. В результате получились одинаковые по фенотипу и генотипу гибриды – с жёлтыми и гладкими семенами.
В следующем поколении гибридов произошло расщепление – в этот раз на 4 фенотипических класса. Соотношение было таким: 9:3:3:1. То есть 9/16 растений имели жёлтые и гладкие семена, 3/16 – жёлтые и морщинистые, ещё 3/16 – зелёные и гладкие и лишь 1/16 – зелёные и морщинистые.
Генотипы распределились следующим образом:
1) для растений с жёлтыми и гладкими семенами – 4 генотипа: ААBB, AaBB, AaBb, AABb;
2) для растений с жёлтыми и морщинистыми семенами – 2 генотипа: AAbb, Aabb;
3) для растений с зелёными и гладкими семенами – 2 генотипа: aaBb, aaBB;
4) для растений с зелёными и морщинистыми семенами – 1 генотип: aabb.
При этом соотношение по каждой отдельно взятой паре признаков составило 3:1.
Это исследование позволило Менделю вывести свой третий закон:
При скрещивании организмов, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях.
Кстати, для записи и определения генотипов очень удобно пользоваться решёткой Пеннета (был такой английский генетик). Это таблица, в которой слева по вертикали записываются гаметы женской особи, а сверху по горизонтали – гаметы мужской. В ячейках на пересечении записываются их сочетания – вероятные генотипы, которые могут быть получены при скрещивании.
Вот мы и разобрали все три закона Менделя. И напоследок – несколько любопытных фактов о жизни учёного!
1. Иоганн Мендель родился в 1822 году в маленьком городке на границе Австрийской империи, в весьма небогатой крестьянской семье. Имя Грегор он взял уже в монастыре, после того как стал монахом.
2. Сдавая экзамен на звание преподавателя, Мендель «завалил» биологию и геологию. Как видишь, это не помешало ему заслуженно войти в историю в качестве основоположника генетики. Возможно, если бы не этот провал, Мендель ушёл бы в преподавание и не сформулировал бы свои знаменитые законы.
3. На эксперименты с горохом в монастырском саду у учёного ушло семь лет. А ещё через два года после завершения исследований Мендель представил результаты на совещании Брюннского общества учёных.
4. После опытов на горохе учёный делал попытки подтвердить выведенные им же закономерности на других видах, в том числе на пчёлах. Однако они не увенчались успехом: в то время ещё не было известно о некоторых особенностях размножения пчёл, которые делали некорректными результаты экспериментов... В итоге Мендель разочаровался в собственном открытии (но не мы!)
5. В 1868 году священник-генетик стал аббатом Старобрненского монастыря. С тех пор научными исследованиями он не занимался.
Несмотря на «неуд» по биологии, Грегор Мендель внёс поистине бесценный вклад в эту науку. Однако мы советуем тебе не рисковать – и как следует подготовиться к экзамену! На курсе БиоКвест мы не только разбираем всю теорию от А до Я, но и прокачиваем навык логического мышления для второй части.