Меню ☰
PortalBio
  • Сегодня: 08 октября (вторник)
×
news-details
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Уровни организации живой природы

Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему. Учёные биологи на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой материи.

  1. Молекулярный уровень.

- Биологическая система – гены, молекулы.

- Компоненты, образующие систему – отдельные биополимеры (ДНК, РНК, белки, липиды, углеводы).

- Науки, изучающие уровень – молекулярная биология, генетика, биохимия и биофизика.

- Основные процессы - кодирование, передача, реализация и изменение (мутации) генетической информации (репликация ДНК, транскрипция, инициация, элонгация, терминация, сплайсинг).

ПРИМЕРЫ ЕГЭ задания линии 1

- нуклеиновые кислоты;

- белки клетки;

- генные мутации.

2. Клеточный уровень.

Клетка структурная и функциональная единица, а также единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это правило, так как они могут проявлять свойства живых систем только в клетках.

- Биологическая система – клетка.

- Компоненты, образующие систему – органоиды клетки и комплексы молекул химических соединений.

- Науки, изучающие уровень – микробиология, эмбриология, генетика, цитология.

- Основные процессы - деление клетки, фотосинтез, биосинтез, фагоцитоз, пиноцитоз, движение цитоплазмы, митоз, мейоз, интерфаза.

ПРИМЕРЫ ЕГЭ задания линии 1

- хлоропласт;

- хромосомные мутации;

- строение эритроцита.

3. Тканевый уровень.

Ткань представляет совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества, объединённых выполнением общей функции.

- Биологическая система – ткань.

- Компоненты, образующие систему – клетки, сходные по строению и функциям + межклеточное вещество.

- Науки, изучающие уровень – анатомия, физиология, гистология.

- Основные процессы – регенерация, обмен веществ, рост, раздражимость.

ПРИМЕРЫ ЕГЭ задания линии 1

- многослойный эпителий.

4. Органный уровень.

Орган – это часть многоклеточного организма, выполняющая определенную функцию.

- Биологическая система – орган.

- Компоненты, образующие систему – ткани разных типов.

- Науки, изучающие уровень – анатомия, физиология.

- Основные процессы – транспорт питательных веществ, пищеварение, газообмен.

ПРИМЕРЫ ЕГЭ задания линии 1

- сердце кошки.

5. Организменный уровень.

- Биологическая система – особь, организм.

- Компоненты, образующие систему – системы органов, одно- или многоклеточный организм.

- Науки, изучающие уровень – анатомия, физиология, генетика.

- Основные процессы – раздражимость, размножение, обмен веществ, онтогенез, нервно – гуморальная регуляция.

ПРИМЕРЫ ЕГЭ задания линии 1

- строение бактерий;

- работа мышц;

- одна утка;

- фенотипическое проявление геномных мутаций.

6. Популяционно - видовой уровень.

Популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций. Популяция – это элементарная единица эволюции.

Вид – реально существующая, генетически неделимая единица органического мира.

- Биологическая система – популяция.

- Компоненты, образующие систему – группы родственных особей, объединенных общим генофондом + взаимодействием с окружающей средой.

- Науки, изучающие уровень – эволюция, экология, генетика популяций.

- Основные процессы – обмен генетической информации при скрещивании, выработка адаптаций, видообразование, внутривидовые отношения, изменение генофонда, половозрастной состав популяции, динамика численности популяции.

ПРИМЕРЫ ЕГЭ задания линии 1

- слон африканский;

- генофонд всех особей вида сосна сибирская;

- озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами - паразитами.

7. Экосистемный (биогеоценотический) уровень.

Биогеоценоз – это совокупность всех совместно обитающих живых организмов и условий их существования.

- Биологическая система – экосистема.

- Компоненты, образующие систему – популяции разных видов, факторы среды, пищевые сети.

- Науки, изучающие уровень – экология, биогеография.

- Основные процессы – межвидовые взаимоотношения, биологический круговорот веществ и энергии.

ПРИМЕРЫ ЕГЭ задания линии 1

- пищевые сети;

- лиственный лес;

- озеро, как место обитания лягушки озёрной:

- симбиоз рака отшельника и актинии.

8. Биосферный уровень.

- Биологическая система – биосфера.

- Компоненты, образующие систему – биогеоценозы и антропогенное воздействие.

- Науки, изучающие уровень – экология.

- Основные процессы – биологический глобальный круговорот веществ и энергии, взаимодействие живого и неживого вещества планеты, биогеохимическое участие человека в процессах биосферы.

ПРИМЕРЫ ЕГЭ задания линии 1

- круговорот воды;

- биогенная миграция атомов.

У всех одноклеточных организмов организменный уровень совпадает с клеточным. Например, амеба - это один организм (она питается, растет, размножается и т.д.), но она одновременно представляет собой клетку (имеет мембрану, цитоплазму, органоиды). Каждый предыдущий уровень образует последующий.

Переход от одного уровня к другому сопровождается, с одной стороны, полным сохранением свойств биосистем предыдущего уровня, а с другой - появлением новых качеств, характерных для более высокого уровня организации. Например, с объединением клеток и межклеточного вещества в ткани многоклеточного организма свойства отдельных клеток не исчезают; клетки продолжают питаться, дышать, выделять продукты обмена веществ, реагировать на раздражения среды. Вместе с тем ткань приобретает в процессе развития многоклеточного организма ряд новых свойств, главным из которых является дифференциация клеток, т. е. их специализация по выполняемым функциям.

Скачать рабочий лист Рабочие листы, скачать файлы (portalbio.ru)

Данный материал необходим для выполнения задания линии 1.

Задание 1 проверяет знание наук биологии. Данное задание предполагает работу с таблицей, в которой необходимо определить уровень организации живой природы.

Алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно прочитайте задание и рассмотрите таблицу.
  • Определите, какой термин пропущен.
  • Запишите слово в поле КИМ и бланк ответов No1.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ! ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ "Уровни организации живой природы. Задания линии 1 ЕГЭ" Уровни организации живой природы | Тестирование по биологии (portalbio.ru)

  • Теги
  • #Репетиторпобиологии
  • #Уровни
  • #организации
  • #живой
  • #природы

Если материал был полезен и интересен, оставляйте реакции (лайки и комментарии). Обратная связь очень важна!

Почетный работник сферы образования РФ author

Леонтьева Юлия Владимировна ЧАТ

Учитель биологии. Высшая квалификационная категория. Почетный работник сферы образования РФ.

Материалы проверены