Под научным спором понимают словесное состязание, в котором каждая из сторон пытается отстоять свое мнение или навязать его другой стороне либо найти компромиссное решение рассматриваемой научной проблемы (вопроса).
Публичный спор представляет собой коллективный способ выяснения истимы, который получил применение ещё в античности.
Создателем теории спора был древний философ Аристотель (IV в. до н. э.), а ещё одному великому мыслителю древности Сократу (V в. до н. э.) приписывают знаменитую фразу «В споре рождается истина».
Целью спора является попытка доказать оппоненту свою правоту.
Однако при этом Сократ справедливо противопоставлял спору уважительную беседу двух собеседников (диалог), каждый из которых старается не столько убедить другого в том, что тот не прав, а стремится помочь ему приблизиться к истине.
А для этого нужно быть готовым встать на позицию собеседника и вместе с ним пройти весь тернистый путь рассуждений именно посредством диалога, в ходе которого можно услышать разные точки зрения, а значит, и рассмотреть вопрос с разных сторон.
Научный спор состоит из доказательств, которые представляют собой аргумент (довод или факт), подтверждающий, доказывающий верность или ошибочность представленной на обсуждение спорной мысли (тезиса). Доказательства построены на системе умозаключений, путём которых выводится новое положение (тезис).
В процессе ведения научного спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного обсуждения либо происходит её разрешение, либо каждая из противоборствующих сторон остаётся при своём мнении.
В любом случае для ведения научного спора как минимум необходимо иметь две различные точки зрения, два различных подхода на решение проблемы.
Выделяют несколько подходов к ведению научного спора, среди которых особое внимание следует уделить эвристическому и логическому подходам.
Эвристический подход к ведению научного спора, когда одна из сторон, не настаивая на своём подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно приближает к своей точке зрения другого или других участников спора.
Логический подход к ведению научного спора. Для него характерны жёсткий логический анализ и аргументация. Участники научного спора приходят к некоторому окончательному выводу, следуя приёмам и правилам формальной логики.