Один из видов австралопитека, живший примерно 2-3 миллиона лет назад, по всей видимости стал предком человека. Конечно, не такого как сейчас. Первые люди мало отличались от австралопитеков. Однако среди прочего у них появился такой важный признак, как способность к трудовой деятельности. Во многом это послужило причиной выделить творческих обезьян в отдельный род - Homo, то есть Люди.
Австралопитеки были умны, как и все человекообразные обезьяны, но не более того: Австралопитек был не умнее шимпанзе. Поэтому поумнение человека во многом объясняют постепенным на протяжении сотен тысяч лет развитием способности к конструктивному труду.
Однако что служило причиной такой потребности, зачем человеку постоянно надо было что-то изобретать и делать? Будет смешно предполагать, что человек сразу обрел рассудок и захотел трудиться и создавать орудия труда и быта во имя добра, потомков, саморазвития, науки и культуры.
Также нелепо выглядят причины, связанные с анатомией человека - прямохождением и хватательной кистью. Сами по себе они не обязывают к трудовой активности. Они возникли до нее и по-другим причинам. Так прямохождение - адаптация к жизни в саванне с высокой травой. Бипедализмом страдал не только австралопитек, также представители других родов вымерших приматов. И за все это время что-то никто из них не изобрел работу и привычку ходить на нее.
Тогда что заставило род Homo трудиться и умнеть? Может быть желание есть мясо. Ведь как известно, хищники умнее травоядных, потому что охота - дело сложное. Это вам не траву щипать и жить на подножном плодово-овощном корме. Тут нужны клыки. А если их нет, пригодятся топоры и копья, пусть поначалу и каменные.
Тогда получается, что человек поумнел в результате перехода с растительноядности на всеядность. Он стал есть больше мяса, легче восполнять свои энергетические запасы, у него появилось свободное от постоянного поиска пищи время. И он начал тратить его на изобретение еще лучших орудий труда, чтобы в последствии еще больше валяться у телевизора и размышлять о смысле жизни.
Но вот только почему человек слез с растительной диеты? Сидел бы на ней и сидел. Она поди полезнее для здоровья. Некоторые виды продвинутых австралопитеков вполне себе шли по этому пути: Парантроп - братский людям род.
Никаких причин начать активно жрать мясо вроде не было, если только подобное поведение не стало следствием того, что человек изготавливал орудия для чего-то другого. И только потом или параллельно обнаружил, что им можно вальнуть антилопу. А также аккуратно разделать ее на сосиски острым камушком для удобства потребления.
Тогда для чего человек начал изготовлять первые орудия ... труда ли. Не могло ли так получиться, что первые орудия были не для труда, а для войны. В период от 2 до 1 миллионна лет назад в африканских саваннах могли разгораться битвы как между австралопитеками и людьми, так и самими людьми как одного вида, так и разных. А уже 900 тысяч лет назад от австралопитеков не осталось и следа.
Слишком много видов оказалось в одинаковой экологической нише - живущие в саванне и питающиеся всем подряд. Если в это время еще сокращались пригодные для проживания места из-за климатических изменений, ситуация могла обостряться.
Человек - умный противник. И обыграть ты его сумеешь, только если сам станешь умнее. Эволюция не пошла в сторону отращивания человеку зубов, когтей и мышечной массы. Видимо подход, взять в хватательную руку палку или камень и огреть этим противника, задачу решал эффективнее.
А против лома нет приема, кроме как другого лома. И хорошо бы, чтобы твой лом был покруче. Нужны мозги, чтобы догадаться, что к палке можно прикрепить острый камень. Нужна развитая мелкая моторика рук, чтобы суметь сделать это. Поэтому постепенно побеждали самые башковитые и трудоспособные.
Кроме того, люди из-за своего обезьяньего прошлого умели неплохо кооперироваться. В каких-то популяциях появились зачатки речи, что делало кооперацию продуктивнее. Групповая слаженная атака или защита давала больше шансов на победу.
Таким образом, самой главной причиной роста мозга человека может быть конкуренция с себе подобными. Остается надеяться, что сейчас это не так, и человеком руководит развившийся природный познавательный инстинкт, а также конструктивная деятельность ради иных целей, которых еще не было у наших предков.